Мотивация – какое красивое и модное слово! Правда, некоторый бизнесмены воспринимают его не в значении комплекса стимулов, побуждающих к действию, а как часть культа карго: скажем правильные слова, повесим правильные картинки, и тут все как замотивируются! О том, что такое лидерство и мотивация, рассказывает бизнес-практик, основатель бренда HONOR по производству радиаторов охлаждения Сергей Журавлёв.

Сергей Журавлев

— Добрый день, Сергей! Расскажите, когда лично вы столкнулись с тем, что людям нужна мотивация?

— Добрый день! Понятно, что с первыми попытками мотивации мы все встречаемся ещё в детском саду, а потом в школе. «Ешь кашу, вырастешь большим и здоровым» — положительная мотивация. «Не будешь учиться, станешь дворником» — вроде как отрицательная. Хотя сам я с глубоким уважением отношусь к любой работе. И у самого рабочий стаж на специальностях, совсем не связанных с офисом, большой: работал и путейщиком, и слесарем, и водителем КамАЗа. И ни о чём не жалею – это бесценный опыт, во время которого я получил не только знания о том, как устроены вещи и как их чинить. Но и понимание того, как работают сложные, я бы даже сказал, гигантские компании. Что очень мне пригодилось в построении собственной.

Возвращаясь к основному вопросу, скажу так. Какая-то моя личная мотивация проявилась в 16 лет, когда я начал собирать и сдавать металлолом. Я что-то сделал сам и получил СВОИ первые деньги. И мне понравилось, я продолжил этим заниматься. Вскоре понял, что в одного много не перенести и много не заработать. Поэтому довольно быстро сколотил команду, вместе с которой мы основательно занялись сдачей металлолома, и это начало приносить неплохой доход.

Это же, кстати, было и моим первым опытом лидерства. В команду пришли и ребята старше меня, с которыми надо было выстраивать отношения. Тут уже надо было понимать их мотивацию. К счастью, на тот момент всё было предельно просто: хочешь денег – собираем и сдаём. И как-то всё у нас неплохо складывалось.

Потом я ушёл в армию, и временно всё прекратилось: после армии я устроился на официальную работу, ещё дополнительно учился, а уже потом открыл свою автомастерскую.

— В качестве лидера – какие главные качества вы выработали для себя?

— В первую очередь хороший лидер должен понимать, что он хочет от людей. А во вторую – критично посмотреть на собственные требования. Вот я беру на работу людей в ОТК – я хочу, чтобы они находились на своём рабочем месте в рабочее время, соблюдали ТБ и тщательно изучали поступающий продукт на предмет неполадок. Я думаю, это справедливые требования. Но если я при этом потребую, чтобы они добровольно и без доплат работали на пару часов дольше, написали и выучили гимн компании, носили майки с моим портретом – разве это будут адекватные требования? Т.е. лидеру очень важно быть критичным в первую очередь по отношению к себе и понимать, где требования к работникам, предъявляемые для реальной пользы производства. А где – самодурство.

Кроме того, владельцу бизнеса очень важно уметь выстраивать свою команду так, чтобы оставаться в курсе ключевых вопросов, но не брать на себя решение каждой проблемы. Во главе компании стою я, у меня есть руководители отделов (плюс бухгалтерия, конечно же). Я внимательно изучаю все их отчёты, имею полное представление о том, как обстоят дела в компании: с работниками, поставками сырья и оборудования, финансами. Но в то же время если кто-то из работников, например, не дай бог, плохо себя почувствовал и попросил коллегу отработать за него – этот вопрос решается на уровне руководителя отдела. Моя задача – убедиться, что работа за день сделана, а как – это я прошу решить руководителя.

Ну, и банальное, но самое важное – помнить, что у тебя работают люди. Живые, со своими семьями, проблемами, личными делами. Если бы мне в 16 лет предложили «за так» найти и перетащить пару лишних центнеров металлолома – загорелся бы я таким предложением? Очевидно, что нет. Поэтому было бы очень глупо предлагать людям «жить» работой, очень важен баланс.

HONO-R

И тем не менее, у вас работают более 150 человек, все процессы отлажены…

— Конечно, добиться этого было нелегко. Команду мы с HR выстраивали буквально по кирпичику. Иногда приходит на собеседование человек – и опыт работы по резюме отличный, и знания, и сам бойкий и готовый работать – а в процессе оказывается, что либо опыт был, скажем так, преувеличен, либо – ну вот не наш работник, и всё. К счастью, никаких серьёзных инцидентов у нас в связи с этим не было. Но то, что процесс создания хорошей команды – дело небыстрое, это факт.

— Вы говорили, что вашей первой мотивацией были деньги. А как вы мотивируете своих работников?

— Деньги – это само собой, в среднем зарплаты на моём производстве выше рыночных, и я стараюсь не скупиться ни на премии, ни на бонусы. Но, помимо денег, очень важно, чтобы у работников не было ощущения отчуждения плодов своего труда. То есть, вот он сделал какую-то деталь, она ушла дальше, и всё, получи зарплату, иди домой. Стараюсь по мере возможности общаться с каждым, напоминать о его ценности для компании.

И ещё очень важным считаю создание нормальных условий труда. Чтобы человек помнил: вот он пришел на работу, у него есть собственные задачи, которые решаются в чистых, уютных помещениях, на хорошем современном оборудовании (в обновление нашего «парка» я тоже вкладываю значительную часть прибыли). И никто не будет морочить ему голову какими-то пустыми, ненужными задачами, отчетами, собраниями, которые не нужны ни мне, ни ему. Но которые любят проводить некоторые руководители, просто чтоб напомнить себе: вот, я важный человек, вот все эти люди у меня в подчинении, надо им что-то сказать ободряющее. Честные обязанности, честная оплата – вот что важно.

— А лично для вас, когда вы прошли такой путь, мотивация изменилась?

— Скажу откровенно, что и компанию по производству радиаторов я, конечно же, открывал, чтобы заработать больше денег. Ну не бывает в нашем бизнесе людей, мечтающих бескорыстно спасти мир, — это надо признать. Но со временем, когда вопрос прибыли уже более-менее устаканился, я понял, что мне важно не просто зарабатывать – мне важно гордиться своим продуктом. Чтобы клиенты говорили: обращаюсь в HONOR, потому что у вас прекрасные радиаторы. И теперь это, наверное, основная моя мотивация – развиваться и улучшать. Может, всё ограничится только радиаторами – а, может, я как-то смогу улучшить и целый мир.

— Большое спасибо за ответы! Желаем вам дальнейших головокружительных успехов в вашем бизнесе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *