Любой начинающий бизнесмен в начале своей карьеры сталкивается с отсутствием финансов для развития или поддержания своего проекта. Кто-то идет к инвесторам, кто-то бросает эту задумку, а кто-то находит решение в добровольных пожертвованиях. Порой, самые странные идеи за счет таких вкладов и появляются на свет. Но зачастую люди поддерживают просто интересные идеи. Такое добровольное пожертвование называется — краудфандинг, а выдают их на Краудфандинговых площадках.

Это когда стартап привлекает средства простых масс на специальных площадках. Краудфандинговые площадки в России давно не редкость. Большая часть образовалась еще в 2012. Но не все разрослись и получили поддержку от населения. Если вам необходимо профинансировать печатное издание, выпуск альбома или открытие мастерской керамики, то в статье найдете советы по привлечению денег, плюсы и минусы площадок, и список наиболее популярных.

краудфандинг что это

Что такое краудфандинг

Слово «crowdfunding» пришло к нам из английского языка и состоит из двух корней: crowd– это толпа, funding – финансирование. Получается народная финансовая помощь. На деле выходит так: вы собираете на свой проект деньги с тех людей, которым интересна идея и они готовы ее поддержать финансово. Почти за даром.

Подходит тем, кто хочет воплотить свою мечту в реальность, но не хочет обращаться к инвесторам и брать кредиты. Собирать средства, кстати, может любой желающий. Цели в основном стандартные — выпуск книги, настольной игры, съемки фильма, клипа, разработки приложений, проведение концерта и т.п.

В краудфандинг два действующих лица: фаундер — идеолог проекта и спонсор. Спонсоры перечисляют деньги площадке, а та в свою очередь отдает их автору. Самое важное условие системы — быть открытым и прямо вести дела на площадке и в жизни. Все средства, что будут собраны на реализацию, тратятся только на проект. В конце необходимо представить отчет о проделанной работе. Это спросят сами спонсоры в знак того, что они поверили в вашу мечту.

Модели финансирования проектов

Всё или ничего — проект получит деньги только в том случае, если к назначенной дате будет собрана вся необходимая сумма. Когда сумма не набирается, спонсоры получают назад внесенные пожертвования.

Хоть какая сумма — идеолог получает ту сумму, которую собрали к назначенной дате. За вычетом комиссий. Если проект не реализуется из-за недостатка средств, деньги возвращаются обратно спонсорам.

Вознаграждение — собирается для создания команды, которая примется за реализацию проекта.

Свободная цена — спонсоры сами решают, какую сумму они будут платить за готовый продукт.

Благотворительность — говорит сама за себя.

Чтобы выбрать модель необходимо знать цель. Посмотрите 6-минутное видео, чтобы понять быстрее всю суть заработка на краудфандинг.

Формулируем цель

Когда определитесь с целью — создание высококачественного продукта для улучшения жизни, расширение готового бизнеса, запуск социального проекта — поймете, какой вид краудфандинга выбрать. Для расширения бизнеса подходит краудлендинг — когда денежные средства одалживаются на небольшой срок или на пару дней с возвратом. Для создания нового бизнеса потребуется воспользоваться средствами инвесторов — это будет краудинвестинг.

Спонсоры выделяют финансирование в обмен на часть в бизнесе или ценные бумаги компании. Для запуска творческого проекта или социальной кампании подойдет классический краудфандинг — без финансового вознаграждения или на благотворительной основе. Не финансовое вознаграждение подразумевает сбор денег в обмен на услугу или произведенный товар. Благотворительный — сбор пожертвований безвозвратно. Как только цель определена, выбираем способ финансирования.

Способы финансирования проектов

Каждый из видов субсидирования имеет свои тонкости и особенности. Для удобства рассмотрим их более детально.

Краудлендинг

В этом случае деньги вам одалживают не банки или другие финансовые организации, а обычные люди. Кредитование происходит без особых формальностей, но со средней ставкой 25% годовых. Больше подходит для краткосрочного займа на пару дней или месяцев. Утром оставляете заявку на площадке, а вечером получаете нужную сумму. 

Кому выдают:

  • зарегистрированному лицу — ИП или юрлицо;
  • организация существует не менее года;
  • банковский счет постоянно принимает средства;
  • чистая кредитная история.

Как получить:

  • пройти регистрацию на площадке;
  • предоставить банковские выписки;
  • пройти модерацию;
  • заключить кредитный договор онлайн;
  • дождаться поступления средств.

Также, площадка может собирать две группы: одна группа нуждающихся в кредитовании (несколько компаний), а другая группа инвесторов. Такой подвид называется — потоковое финансирование. А площадка выступает в роли посредника:

  • отбирает компанию в группу;
  • присматривается к будущим инвесторам;
  • решает вопросы с выплатами по долгам и займам;
  • занимается налоговыми вычетами.

Суть потокового инвестирования в том, что инвестор выделяет средства не кому-то одному, а нескольким компаниям в равных частях. Возрастает шанс вернуть вложенные средства обратно и снижает риск прогореть. Если одна компания из 20 не вытянет производство и обанкротится, то останется еще 19.

Как привлечь к себе деньги: 15 простых и проверенных способов. Читайте статью на нашем сайте. Посмотрите короткое видео 2 минуты про краудфандинговые площадки.

Краудинвестинг

Второй способ поддержания бизнеса в обмен на акции или на долю. Здесь уже площадка помогает с выпуском акций, которые подтверждают принадлежность инвестора к компании. Правда, не каждый бизнес может рассчитывать на эту поддержку. Хоть запросы к компаниям не так строги, как у банков, все же больше шансов у тех, кто больше финансово привлекателен и имеет потенциал роста.

Читайте также на нашем блоге: как поменять мышление бедного человека на богатого.

 Кому выдают:

  • зарегистрированному лицу — ИП или юрлицо;
  • организация существует не менее года;
  • высокий денежный оборот (более 50 млн в год);
  • потенциально растущий бизнес, имеющий инвестиционные выгоды;
  • чистая кредитная история.

Как получить:

  • пройти регистрацию на площадке;
  • заполнить заявку, открыть доступ к данным компании;
  • получить предварительное одобрение от менеджера;
  • заключить договор;
  • выслать всю отчетность менеджеру;
  • заполнить на площадке профиль компании;
  • совместно с площадкой составить и одобрить инвестиционно-информационный документ о компании для инвесторов;
  • провести встречу с инвесторами лично;
  • дождаться зачисления денег на счет. Сроки зависят от суммы.

Краудфандинг

Самый популярный вид сбора средств. Больше подходит для издания книг, выпуска альбома, съемок клипа, производства народных продуктов (одежда, обувь, эко-товары). Заявки принимаются, как от простого человека, так и от компании. А те, кто пожертвовал средства по завершению проекта получат презент — книгу, видео-запись альбома, услугу, скидку на продукт и т.д.

Кому выдают:

Чаще всего краудфандинг используют те, кто причастен к творческой или социальной программе. Или же частные лица с небольшими бизнес-идеями: эко-выпечка, креативное агентство организации праздника. Смысл в том, чтобы быть убедительным и суметь заинтересовать своим рассказом о потенциале идеи будущих инвесторов. И предложить взамен презент. Не все готовы жертвовать деньги на благотворительной основе. Кто-то ищет выгоду.

Читайте также на нашем сайте: в каком банке выгоднее всего взять потребительский кредит.

Как организовать успешную кампанию по привлечению средств

Несколько советов для успешного привлечения финансов на открытие авторской кофейни или издания полезной книги.

Взгляд со стороны

Здраво посмотреть на свой проект со стороны. Для кого он? Что в нем интересного? Вы помогли бы ему финансово? Так будет легче определить какой вид подходит — краудфандинг, краудинвестинг, краудлендинг. 

Оценка возможностей

Рассчитайте свои силы — нужна вам помощь команды или обойдетесь своими ресурсами? На ваши плечи ложатся все организационные вопросы, административные, технические, финансовые. Не забудьте, в конце выслать все экземпляры своих книг, дисков, или отправить скидочные карты инвесторам. Если инвесторов 10, не сложно. Но если их больше 300?

Учет затрат

Здесь подсчитывается все по максимум. Какая сумма требуется для исполнения проекта, для его продвижения, стоимость доставки. Нужно ли учитывать вес, количество, расстояние при доставке и т.д.. Затем прибавьте к этой сумме комиссию площадки, налог, комиссию за перевод денег и тому подобное.

Придумайте благодарность

Для увеличения шансов в привлечении инвесторов не забудьте предложить им благодарность после окончания проекта. Чем щедрее будут презенты, тем больше люди захотят вложиться в идею. Дополнительным бонусом станет совместный с партнером подарок: к книге закладка, к клипу автограф.

История

Все любят истории. Получить финансирование поможет правдивый, но красиво изложенный рассказ, почему эти деньги необходимы именно вам.

Связь с инвесторами

На всём пути сбора средств общайтесь с инвесторами. Рассказывайте о последних изменениях, делитесь новостями. Будьте у них на виду. Делайте все, чтобы они не потеряли интерес к проекту.

Если проект собрал 25% суммы в первые недели, то вероятнее всего остальную часть он с легкостью дособерет.

краудфандинг в России

Выбор площадки

Независимо от способа инвестирования для привлечения бюджета придется воспользоваться посредником — площадкой для размещения заявки. К сожалению, не все сайты могут похвастаться безукоризненной репутацией своих подопечных. И чтобы не натолкнуться на мошенников обязательно проверяйте сайты по критериям:

  • срок существования площадки;
  • количество успешных проектов, которые она осуществила;
  • количество инвесторов, которые собирают деньги прямо сейчас;
  • отзывы.

Попробуйте пообщаться с теми, кто уже привлекал деньги на этой площадке, и выясните все тонкости и нюансы. Попросите поделиться с вами опытом. Для подписания договора воспользуйтесь консультацией юриста в целях своей безопасности. Если в чем-то сомневаетесь, посмотрите другие варианты площадок. Обязательно узнайте все условия посредника для заключения договора, если сервис отвечает вашим требованиям:

  • список документов для запуска проекта;
  • ждать ли помощи от сервиса в составлении резюме проекта;
  • комиссия за услуги от привлеченных средств;
  • имеется ли комиссия за перечисление денег на банковский счет;
  • имеются ли ограничения по времени для сбора средств;
  • ожидаемые последствия, если не уложиться в срок;
  • занимается ли площадка налоговыми вычетами.

Лучше всего провести анализ нескольких площадок.

Для сбора средств зарегистрируйтесь на сервисе, создайте аккаунт, заключите договор. Предоставьте все документы и свой проект, что требует площадка. Обязательно занимайтесь рекламным продвижением проекта, пока осуществляется сбор средств.

Расчет с инвесторами и оплата налогов

Так как любые средства, поступившие для дела с площадки, считаются доходными, то за них нужно уплатить налог. Он зависит от статуса компании:

  • физлицо уплачивает 13% подоходного налога от общей суммы сбора;
  • юрлицо или ИП уплачивают налог по соответствующему статусу системы налогообложения;
  • некоммерческий проект оформляет сбор средств в виде пожертвования, и тогда налог будет уплачен по тому статусу, который принят в проекте.

Краудфандинговые площадки в России

Чтобы было проще искать площадки вот несколько проверенных.

Планета

https://planeta.ru/ — основана в 2012 году. За все время существования сервиса было собрано более 1 200 0000 рублей и реализовано 5600 проектов. По популярности Планета занимает первое место у российских стартаперов. Все что касается творческих, социальных проектов или авторских бизнес-идей — начинается здесь. Заявки принимаются от людей, достигших 18-летия. Нет временных ограничений по сбору средств. Его можно продлить, если автор посчитает нужным.

планета краудфандинг

Комиссии площадки:

  • 5% от суммы, если она набралась полностью;
  • 10% если сумма собрана больше половины, но не полностью;
  • 5% за перечисления платежных систем;
  • отсутствие комиссии для благотворительных проектов.

Согласно условиям Планеты, вы можете разместить проект только у нее. Или воспользоваться другим сервисом.

Boomstarter

Больше поддерживает авторские проекты (художественные, актерские, дизайнерские, писательские). Хотя и бизнес-идеям уделяет внимание, если они уникальны и полезны человечеству. Единственное, чем не занимается площадка — это благотворительность. Так же основана в 2012 году и за это время успела собрать более 420 000 000 рублей и организовать 2000 проектов.

Boomstarter краудфандинг

У площадки две модели ведения кампаний:

  • Всё или ничего;
  • До цели.

Комиссия площадки составляет 3,5%.

Kroogi

Площадка нацелена на тех, кто занимается творчеством — пишет песни, книги, занимается актерским мастерством и т.д.. Основана в 2007 году. И работает по модели “Плати столько, сколько считаешь нужным”.

Kroogi краудфандинг

StartTrack

Это краудинвестинговая площадка для бизнеса и компаний, которые нуждаются в инвестировании. Создана в 2013 году. На данный момент успела собрать 2 957 000 000 рублей. Вы можете инвестировать деньги в проекты и получить долю или прибыль. А можете попросить денег на осуществление идеи.

StartTrack краудфандинг

Если вы считаете, что ваш проект заслуживает внимания со стороны публики и достоин осуществления, потому, что принесет пользу, то через краудфандинг собрать необходимую сумму будет просто. Чем обращаться в банки за кредитованием. Люди всегда готовы поддержать интересный, уникальный и необычный проект, если увидят в нем будущий успех.

К тому же, все творческие проекты нацелены на одно — решить задачу широких масс, поделиться опытом. Поэтому, краудфандинговые площадки в России актуальны. Вера в себя и свой проект поможет добиться воплощения мечты. А финансовая помощь от населения не только даст возможность на осуществление проекта, но и подсобит с новыми полезными знакомствами.

Успехов и удачной реализации идеи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *